Главная \ Архив журнала \ Христианское чтение № 2 за 2020 год \ Сущность политеистических верований язычников в сочинении Псевдо-Иустина «Речь к эллинам»

Сущность политеистических верований язычников в сочинении Псевдо-Иустина «Речь к эллинам»

В. В. Кричфалуший

DOI: 10.24411/1814-5574-2020-10025

Аннотация: В данной статье рассматривается критика древнецерковного писателя ПсевдоИустина в отношении природы языческой религии. Основной упор делается на полемике анонимного автора с фундаментальными элементами одряхлевшего язычества: эллинской мифологией и языческими торжественными праздниками. Апеллируя к внутреннему святилищу политеизма, к языческой теологии, которая выражена в мифологии, древнецерковный писатель резко осуждает антропоморфизм языческих политеистических верований, разоблачает аморальные подвиги божеств и возмутительные преступления мифологических персонажей, их страстные нравы и прелюбодеяния, антропофагию, сражения, мстительность и целый ряд других злодейств. Эллинские пиршества побуждают к невоздержанности и развратности, порождают греховный образ жизни. В своем апологетическом слове Псевдо-Иустин настойчиво рекомендует языческому социуму, подобно ему самому, возненавидеть и отвергнуть собственные религиозные предрассудки воздавать божеские почести бесчестным мифологическим героям и богам, а вместо этого обратиться к проведению поистине добродетельного образа жизни и познанию всемогущего Слова Божия — единого Создателя вселенной.

Ключевые слова: раннехристианская апологетика, языческая религия, Псевдо-Иустин, «Речь к эллинам», мифологические герои, эллинские божества, религиозные торжественные собрания, нравственная добродетель, Слово Божие, рационалистическое объяснение-толкование, эвгемерическое объяснение-толкование.

Об авторе: Василий Васильевич Кричфалуший Магистр богословия, аспирант Санкт-Петербургской духовной академии.

E-mail: vasyacri4@gmail.com

Ссылка на статью: Кричфалуший В. В. Сущность политеистических верований язычников в сочинении Псевдо-Иустина «Речь к эллинам» // Христианское чтение. 2020. № 2. С. 51–58.