Главная \ Архив журнала \ Христианское чтение № 2 за 2020 год \ «Священная тайна» имяславия в философско-богословской концепции символа священника П. А. Флоренского

«Священная тайна» имяславия в философско-богословской концепции символа священника П. А. Флоренского

Н. Н. Павлюченков

DOI: 10.24411/1814-5574-2020-10031

Аннотация: В предлагаемой статье рассматриваются некоторые важные аспекты учения об имени священника Павла Флоренского. Приводится краткий обзор тех обстоятельств, которые существенно повлияли на усложнение имяславческой проблемы в начале ХХ в. Отмечаются некоторые важные особенности основных документов полемики: самой книги схимонаха Илариона «На горах Кавказа», рецензии на нее схимонаха Хрисанфа, «Апологии» иеросхимонаха Антония (Булатовича), трех представленных в Святейший Синод докладов (архиепископа Никона (Рождественского), архиепископа Антония (Храповицкого) и С. В. Троицкого) и Синодального послания от 13 мая 1913 г. Рассматривается философско-богословская концепция символа о. П. Флоренского, с точки зрения которой Синодальное послание не было приемлемо в своем полном объеме. Согласно о. П. Флоренскому, имена суть символы, а через символ, являющийся частью нашей реальности, «существенно объявляется» реальность более высшая. Отец Павел был абсолютно убежден, что в вопросе об Имени Божием понятие символа является узловым и только обнаруживаемое им «символическое» устройство мира обеспечивает реальность обожения.

Ключевые слова: имяславие, имяборчество, Имя Божие, свящ. П. А. Флоренский, философия, богословие, символ, онтологизм, обожение.

Об авторе: Николай Николаевич Павлюченков Кандидат богословия, кандидат философских наук, доцент, доцент Православного СвятоТихоновского гуманитарного университета.

E-mail: npavl905@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7778-139Х

Ссылка на статью: Павлюченков Н. Н. «Священная тайна» имяславия в философско-богословской концепции символа священника П. А. Флоренского // Христианское чтение. 2020. № 2. С. 121–133.