Главная \ Архив журнала \ Христианское чтение № 3 за 2020 год \ Связь концепций «Софии» и «кенозиса» в богословской мысли протоиерея Сергия Булгакова

Связь концепций «Софии» и «кенозиса» в богословской мысли протоиерея Сергия Булгакова

Иеромонах Никон (Касярум)

DOI: 10.24411/1814-5574-2020-10041

Аннотация: В статье дается иллюстрация связи двух важнейших концепций богословско-философской системы протоиерея Сергия Булгакова — Софии и кенозиса. Историко-аналитический экскурс развития идеи Софии с появлением в поздних работах темы Божественного кенозиса показывает внутреннюю взаимообусловленность этих масштабных учений в творчестве прот. С. Булгакова таким образом, что идея кенозиса, приложенная в первую очередь к внутритроичному Божественному бытию, в акте творения Богом мира обозначает некое бесконечное Божественное «усилие», связанное с «необходимостью любви», в результате которого София Божественная переводится в состояние становления, в модус тварного бытия. Божественный мир как бы дублируется, «отражается», сохраняя вместе с тем софийную непрерывность. В итоге кенотическая тема как своего рода «объяснение» творения Богом мира берет на себя как минимум две функции: с одной стороны, обеспечение связи Божественного бытия и сотворенного мира, с другой — некоторое ослабление явно пантеистического уклона всей системы прот. Сергия.

Ключевые слова: софиология, кенозис, учение о творении мира, прот. Сергий Булгаков, русское богословие.

Об авторе: Иеромонах Никон (Касярум Николай Викторович). Магистр теологии, аспирант Санкт-Петербургской духовной академии.

E-mail: nkasyarum@gmail.com

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4739-496X

Ссылка на статью: Никон (Касярум), иеромонах. Связь концепций Софии и кенозиса в богословской мысли прот. С. Булгакова // Христианское чтение. 2020. № 3. С. 10–21.