Главная \ Архив журнала \ Христианское чтение № 1 за 2020 год \ Традиция русской святоотеческой мысли XVII–XX вв. о воскресении и взятии на Небо Пресвятой Богородицы

Традиция русской святоотеческой мысли XVII–XX вв. о воскресении и взятии на Небо Пресвятой Богородицы

В. В. Мельник

DOI: 10.24411/1814-5574-2020-10005

Аннотация: Статья посвящена осмыслению события земной кончины и посмертной судьбы Пресвятой Богородицы согласно мнениям русских святых, высказывавшихся по данному поводу. В отличие от положений провозглашенного в 1950 г. папой Римским Пием XII догмата о Взятии Девы Марии в Небесную славу с телом и душой, на православном Востоке никогда не ставилась в зависимость привилегия преждевременного воскресения и прославления Пресвятой Девы и Ее непорочное зачатие. Особый интерес представляет не только то, что рассматриваемые нами отцы действительно принимают это предание как безусловно православное, но и то обоснование, которое они дают этой привилегии. Мария, неотступно сопровождавшая Своего Сына на протяжении всей Его земной жизни — от Вифлеема до Голгофы, — первая вкусила плоды искупительного подвига Христа, удостоившись за Свое уникальное в истории спасения служение последовать в славу вечной жизни прежде Второго пришествия и всеобщего восстания мертвых. Кроме этого, отцы указывают также и на то, что Богородица явила миру величайший пример синергии Бога и человека.

Ключевые слова: Дева Мария, Богородица, догмат, успение, телесное воскресение, Взятие в Небесную славу.

Об авторе: Владислав Викторович Мельник
Магистр богословия, аспирант Санкт-Петербургской духовной академии.

E-mail: von-muller@ya.ru

Ссылка на статью: Мельник В. В. Традиция русской святоотеческой мысли XVII–XX вв. о воскресении и взятии на Небо Пресвятой Богородицы // Христианское чтение. 2020. № 1. С. 60–65.