Главная \ Архив журнала \ Христианское чтение № 2 за 2020 год \ Значение термина κοίμησις (успение) в церковной традиции

Значение термина κοίμησις (успение) в церковной традиции

Иеродиакон Платон (Кудласевич)

DOI: 10.24411/1814-5574-2020-10024

Аннотация: В данной статье автор рассматривает различные значения греческого термина κοίμησις, зафиксированные как в словарях, так и в Священном Писании и текстах святых отцов. Особое внимание уделяется словам Спасителя относительно умершего Лазаря, когда Христос говорит: Лазарь, друг наш, уснул (κεκοίμηται) (Ин 11:11). Апостолы подумали, что их Божественный Учитель говорит об обыкновенном сне, и поэтому ответили Ему: Господи! если уснул, то выздоровеет (εἰ κεκοίμηται σωθήσεται) (Ин 11:12). Автор делает предположение, что термин κοίμησις, употребленный Спасителем для извещения Своих спутников о смерти Лазаря, был понятен апостолам лишь в значении сна, но никак не смерти. Поэтому Христос, еще раз говоря им о кончине Лазаря, употребляет привычное для апостолов слово ἀπέθανεν (от греч. ἀποθνῄσκω — «умирать, погибать»): Лазарь умер (ἀπέθανεν) (Ин 11:14). Христос знал, что состояние Лазаря должно было измениться из смерти в жизнь, то есть подвергнуться воскресению, возвратиться к земному существованию. В данном контексте κεκοίμηται содержит в себе таинственное пророчество о скором пробуждении, воскресении Лазаря.

Ключевые слова: Успение, Κοίμησις, Пресвятая Богородица, Божия Матерь, сон, кончина, телесная смерть, успение святых, Священное Писание.

Об авторе: иеродиакон Платон (Кудласевич Николай Николаевич) Магистр богословия, аспирант кафедры богословия Московской духовной академии, насельник Сретенского ставропигиального мужского монастыря.

E-mail: nikola3.3@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0511-2901

Ссылка на статью: Платон (Кудласевич), иерод. Значение термина κοίμησις (успение) в церковной традиции // Христианское чтение. 2020. № 2. С. 44–50.